Интеллектуальная кольцевая
 

Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга заслуженно считается одной из лучших отечественных трасс. Это связано с современными технологиями и стандартами качества, которые применялись во время ее строительства. В скором времени она станет первой дорогой в России, на которой начнет работать интеллектуальная транспортная система. Об этом корреспонденту «ДорИнфо» рассказал руководитель Дирекции транспортного обхода города Санкт-Петербурга Вячеслав Петушенко.

«ДорИнфо» уже освещал тему интеллектуальных транспортных систем (ИТС). На III Международной специализированной выставке-форуме «Дорога» вопросам по введению ИТС было посвящено не одно заседание. В своем докладе заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Николай Быстров акцентировал внимание на Кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга – именно на этой трассе появится первая в России ИТС. Работы по внедрению интеллектуальной системы в северной столице приближаются к завершающей фазе.

-Вячеслав Петрович, интеллектуальные транспортные системы для России - новое явление. Какие надежды возлагаются на внедряемую на КАД систему?

- В основной части КАД положено 8 полос. Один этот факт показывает, что мы рассчитывали на солидный трафик. В этом году зарегистрирован очередной рекорд – возле вантового моста в течение суток проехали 220 тысяч автомобилей. На такой уровень интенсивности по проекту мы предполагали выйти лишь через несколько лет. Но это реалии сегодняшнего дня. Мы были изначально готовы к напряженному движению по кольцевой. Когда мы только приступили к строительству магистрали, еще на стадии проектирования возникла идея предусмотреть возможность интеллектуального управления движением, чтобы помогать водителям безопасно и комфортно ездить по нашей трассе. На тот момент аналогичные технологии уже широко применялись за рубежом, и наши рассуждения базировались на опыте западных коллег. То есть организация ИТС предполагалась с самого начала.

Внедрение системы можно разделить на несколько этапов. Фактически серьезные работы начались в 2008 году. В прошлом году многие элементы работали в ручном режиме. Было сделано очень много. Теперь это оборудование работает в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Работа многих элементов ИТС уже сейчас принесла свои плоды. Например, только по сравнению с прошлым годом количество ДТП снизилось на 30%. Так сработала автоматическая система фиксации нарушений правил дорожного движения. И здесь важно понимать, что это не только спасенные жизни, но и увеличение пропускной способности трассы.

В принципе, любая ИТС выполняет аналогичные функции: позволяет обезопасить движение автомобилей, создать максимально комфортные условия для водителей. Это достигается за счет информирования участников движения. По своему эффекту внедрение такой системы сопоставимо с расширением дороги. Когда водители знают, какой маршрут будет наиболее оптимальным, получают информацию о погоде, состоянии дорожного полотна, тогда поток будет двигаться более упорядоченно, а это повышает пропускную способность.

У каждой трассы есть свой предел нагрузки. При помощи ИТС мы оптимизируем возможности дороги, позволяя ей принимать максимальное количество автомобилей, то есть до этого расчетного значения, за счет управления, предупреждения и наказания.

- Что представляет собой система?

- Наша ИТС создана на базе немецкого аналога, который разрабатывала компания Siemens. Но в нее вошли и другие элементы, которые мы позаимствовали у зарубежных коллег. То есть, в основу нашей ИТС вошли лучшие мировые образцы. Как любая сложная система, наша ИТС состоит из подсистем. Она включает АСУДД – автоматизированную систему управления дорожного движения, подсистему метеообеспечения, видеонаблюдение, подсистему моделирования транспортных потоков и систему распознавания нештатных ситуаций.

Лишь одна подсистема сбора данных, управления движением и информирования водителей включает 90 дорожных контроллеров, 411 датчиков, 457 знаков переменной информации, 38 информационных табло, которые распределены на всем протяжении магистрали. Что касается метеорологии, то на 116 километрах трассы установлено 25 автоматических дорожных станций. Они замеряют температуру воздуха, относительную влажность, атмосферное давление, скорость и направление ветра, наличие, интенсивность и количество осадков, видимость, температуру асфальта и грунта, состояние дорожного покрытия, толщину слоя воды, а так же наличие и количество реагентов. Эти данные оперативно поступают дежурному. Благодаря таким комплексам мы можем заблаговременно спрогнозировать образование льда или выпадение осадков – то есть среагировать максимально быстро и эффективно: предупредить водителей и обработать дорогу реагентами.

Подсистема видеонаблюдения состоит из 62 взрывозащищенных камер, снабженных системами очистки. Благодаря им оператор в центральном пункте управления может на удалении увидеть состояние трассы и приблизить картинку с 32-кратным увеличением на расстоянии 700-1000 метров. На сегодняшний день в планах установить оборудование для измерения весогабаритных характеристик автомобилей.

- Информация, полученная на КАД поступает в центральный пункт управления (ЦПУ ). Существуют планы по распространению ИТС на весь Северо-западный транспортный узел. Справится ли ЦПУ с такой нагрузкой и когда эта идея будет воплощена в жизнь?

- Любая ИТС не может существовать в рамках одной конкретной дороги. Максимальная эффективность работы достигается лишь при соединении дорог разного уровня в единую систему. Естественно, КАД без привязки к подходящим трассам действовать не может. Невозможно управлять движением на кольцевой дороге, не зная обстановки на подходящих трассах. Нам нужно заранее предупредить водителя о возможных затруднениях. Таким образом, в систему с КАД будут завязаны федеральные трассы. Мы работаем в единых рамках технического задания. ИТС уже проектируется на ряде трасс: Кола, Скандинавия, Нарва, Сортавала. Сейчас сложно говорить о конкретных сроках, но придет время, и они подключатся к нашему центру. Сам ЦПУ готов на 95%. Чтобы подключить трассу, необходимо провести подготовительную работу: обеспечить связь с дорогой и разработать программное обеспечение, своеобразный «мозг», который подключится к нашей системе.

- Программное обеспечение ИТС пишут российские специалисты. Почему в этом вопросе не стали использовать зарубежные аналоги?

- Причины две. Первая - сугубо экономическая: если мы покупаем зарубежную программу, то подсаживаемся на иглу разработчика. Допустим, применили программу на КАД, но со временем наш опыт будет использован на других дорогах. В этом случае снова придется обращаться к разработчику, платить деньги и соглашаться на его условия. Это экономически нецелесообразно. Мы пошли по другому пути, более долгому, но надежному. Программный комплекс, который разрабатывается для нашей ИТС, можно будет распространять по всей России без ограничений. По этой причине сроки введения системы несколько затягиваются, но мы будем иметь собственный продукт, адаптированный под наши дороги, который можно неограниченно тиражировать по остальным объектам транспортной инфраструктуры. Стоит заметить, что и здесь в качестве основы мы использовали передовые заграничные наработки. Вторая проблема – специфика национального дорожного движения. Программное обеспечение каждой ИТС пишется под дороги конкретной страны, поэтому взять и перенести информационный комплекс без доработки просто невозможно.

- С какими проблемами пришлось столкнуться при внедрении ИТС?

- В нашей стране устарела нормативная база. По ходу внедрения системы мы сами выходим с предложениями новых стандартов, чтобы их приняли на законодательном уровне. Необходимо модернизировать нормативы: правила дорожного движения, кодекс об административных правонарушениях, всевозможные стандарты. У нас нет внятного СНиПа по проектированию, по расстановке таких систем, по применению знаков. Отдельно вопрос касается технических элементов. Так получилось, что отечественных аналогов оборудования, которое легло в техническую основу ИТС, не существует. Только камеры фотофиксации собираются в России, остальное оборудование у нас немецкое, австрийское, хорватское, американское. Но стандартов по его использованию у нас нет в принципе. В этом направлении работа ведется, причем на международном уровне. Отечественный технический комитет №57, который занимается вопросами стандартизации ИТС, начал тесно сотрудничать с коллегами из аналогичной рабочей группы №18 международной организации ИСО.

В этом вопросе тоже есть нюанс. Мы вовремя начали внедрение ИТС на нашей дороге, воспользовавшись зарубежным опытом. Это позволило избежать ряда ошибок. В то же время работа по усовершенствованию интеллектуальных систем продолжается повсеместно. Мы попадаем в общую тенденцию, сотрудничаем с зарубежными коллегами и совместными усилиями создадим наиболее совершенную интеллектуальную систему. Сейчас нет единого образца, на который бы все равнялись.

- Введение интеллектуальной системы на КАД первый прецедент в России. Как будет использован этот уникальный для нашей страны опыт?

- Сегодня Федеральное дорожное агентство поставило ряд задач. В приоритете – создание транспортного коридора Москва – Санкт-Петербург, Москва – госграница с Финляндией. Следом в планах - коридор Хельсинки – Санкт-Петербург. Организация таких транспортных связей требует проработки вопросов, касающихся метеослужбы, контроля над трафиком, организации точек сервиса. И здесь будет использован наш опыт, наши наработки, то же программное обеспечение. Это позволит провести столь масштабную работу более эффективно.

Какой бы современной или интеллектуальной ни была транспортная система, ответственность за безопасность движения всегда остается за водителем. Вячеслав Петушенко сформулировал Восемь «золотых» правил поведения на КАД Петербурга, соблюдение которых позволит безопасно и с комфортом добраться из пункта А в пункт Б.

1. Соблюдайте скоростной режим. Не стоит рисковать из-за каких-то пяти или десяти минут.
2. Держите дистанцию. Чем выше скорость, тем больше должно быть расстояние до впереди идущего автомобиля и машин, которые движутся сбоку от вас.
3. Перед тем как выехать на магистраль, проверьте техническое состояние своей машины. Если есть хоть малейшее сомнение - выбирайте другой маршрут. Не выезжайте на кольцо с критическим минимумом топлива в баке.
4. Если случилась авария, не ждите инспекторов ГИБДД в автомобиле. Отойдите на безопасное расстояние. А если есть такая возможность, съезжайте с трассы.
5. Внимание - к собственному состоянию. Если вы устали, хотите спать, больны, - не нужно ездить по КАД.
6. Никаких телефонных разговоров и чтения SMS-сообщений за рулем!
7. Продумайте маршрут заранее. И будьте внимательны - не тормозите поток, раздумывая, надо ли вам сворачивать.
8. Особенно будьте бдительны ночью. Даже если трасса кажется вам пустой - все равно соблюдайте скоростной режим (смотри правило номер один).


Материал взят с сайта http://dorinfo.ru