Особенность карельских перспектив
 

Российской Карелии часто ставят в пример соседнюю Финляндию. Дескать, за ближней границей рельеф и климат те же, а качество жизни куда как выше. К примеру – дороги. Их плотность у соседа выше карельской в несколько раз. Трудно сравнивать и их качество – в республике, скажем, дорог I технической категории и скоростных трасс нет вообще. Зато здесь найдется немало населенных пунктов, пути к которым в межсезонье утопают в непроходимой грязи и которые будут рады надежным дорогам…

 Об особенностях «национального карельского» дорожного хозяйства, а также об изменениях, которые позволят сделать местные дороги чуть лучше уже в недалеком будущем, мы беседуем с министром строительства Республики Карелия Валентиной Байковой.
– Валентина Анатольевна, собираясь к вам, я заглянула в Википедию, где прочитала о карельских дорогах буквально следующее: «Из-за малой плотности населения в Карелии дорожная сеть не является значительно разветвленной. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7822 км. Асфальтированы только основные магистрали и небольшие участки дорог вдоль крупных населенных пунктов...»
– Ну, если говорить о протяженности карельских трасс, она равна 10,8 тысячи километров. Это дороги и федерального, и регионального, и местного значения. На первые приходится чуть более одной тысячи километров, протяженность вторых – 6,7 тысячи, третьих – 3 тысячи. Покрыты асфальтом лишь 2,4 тысячи километров региональных трасс, то есть меньше половины, в остальных случаях карельские дороги – либо песчано-гравийно-щебеночные, либо вообще покрытия не имеющие.
Что же до плотности населения – она у нас действительно очень низка. Республика огромная, расстояния между населенными пунктами значительные. Обслуживать дороги в таких условиях очень непросто.
– Я успела заметить: машину, когда она сворачивает с федеральной трассы на «здешнюю», начинает кидать вверх и в стороны. Это я о состоянии дорог…
– Да, того или иного ремонта у нас требуют около 80% региональных дорог. Надо понимать, что федеральные трассы развиваются за счет средств федерального бюджета. Мы в прошлом году на свою дорожную сеть потратили чуть больше одного миллиарда рублей. В этом – благодаря впервые созданному региональному дорожному фонду – планируем потратить примерно два с половиной миллиарда, то есть уже значительно больше. Но даже и эта сумма скромней той, что могут позволить себе федеральные управления. Бюджеты разные.
– Насколько мне известно, большой проблемой является состояние мостов. Ведь в республике их достаточно много…
– Если точно, сегодня на сети наших дорог расположено 554 моста. И мосты эти – если не говорить о крупных населенных пунктах – в большинстве случаев деревянные. Многие отслужили по 30 и более лет. На сегодняшний день в аварийном состоянии находятся шестьдесят. Часть из этого числа пришлось закрыть, предварительно организовав объезды. В других случаях движение грузового транспорта ограничено.
– В Карелии что, чаще ремонтируют дороги, чем их строят?
– Действительно, мы пришли к выводу о том, что необходимо сначала привести в порядок те дороги, что есть. Строительство – удовольствие дорогое. Мы можем на одни и те же деньги либо проложить 20 километров новой трассы, либо отремонтировать 100 уже имеющейся. Особенно дорогими новые карельские дороги делают наши геологические условия. Обычно во время изысканий скважины бурят через каждые 500 метров. В нашем случае такой «шаг» очень велик – есть большая вероятность пропустить выход скальных пород. Поэтому приходится бурить гораздо чаще. А это означает, что необходимо вкладывать больше средств. Кстати, скалы и болота – местная особенность. Например, иногда мы не можем расширить какую-то дорогу именно по той причине, что она зажата между скалой и болотом…
– Другая местная особенность – климат?
– Совершенно верно. Строительный и ремонтный сезон в Карелии очень короткий. Наши северные районы «оттаивают» только к концу мая, а уже к октябрю температура там опускается до нуля. В это время никакие работы выполнить уже невозможно, поэтому на все про все, включая диагностику, времени остается очень мало.
– Вы сказали «строительные работы». Значит, строительство новых дорог все же ведется?
– Конечно. В первую очередь мы стремимся строить дороги к международным пунктам пропуска. Это, например, автодорога регионального значения Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – госграница. Ее прокладка идет полным ходом. Кроме этого, в нынешнем году мы начинаем масштабное строительство трассы Великая Губа – Оятевщина протяженностью 31 километр. Эти работы на 90% финансируются федеральным бюджетом.
Разумеется, мы не забыли о наших мостах. В нынешнем году намерены реконструировать семь из упомянутых шестидесяти аварийных. Минтранс нам в этом вопросе пошел навстречу, заявку мы отправили в мае. Надеемся на помощь из федерального бюджета, потому что своими силами с реконструкцией этих мостов не справиться.
– А что ремонты?
– В прошлом году мы начали ремонт региональных автодорог Войница – Вокнаволок – Костомукша и Кемь – Ломка. Генеральным партнером этого проекта стала коммуна Суомуссалми (Финляндия). Кроме того, в 2013–2014 годах планируем отремонтировать участок автодороги Лоухи – Суоперя и реконструировать трассу Ихала – Райвио – госграница, в чем также надеемся на помощь европейских коллег.

http://www.avtodorogi-magazine.ru/2012-08-01/reg/kareliya.html